1529-articles-650433n

Электротень Формулы-1

В минувшие выходные завершился первый чемпионат электрической формулы. Хотите узнать, что это такое?

Одиннадцать этапов, 35 участников, семь разных победителей, напряжённая борьба за чемпионство до последнего поворота финальной гонки — таким был первый сезон электрической серии Formula E. Но на деле не всё так замечательно, а порой эти гонки и вовсе напоминали пародию на автоспорт.

Когда смотришь на сухие цифры результатов первого сезона гонок электрических болидов, кажется, что сезон вышел просто фантастическим. Большое количество участников, широкая география, непредсказуемые и, что самое главное, многочисленные победители заездов, борьба за чемпионский титул до последнего поворота последней гонки — такого сюжета болельщики Формулы-1 лишены уже много лет.

Часто выигрывали те пилоты, которые ехали тихо, не расходовали слишком много энергии (и не получали за это штрафы), не атаковали поребрики (и не ломали подвески), а спокойно катили к финишу

В гонках и правда было немало интересного, так что дебют можно назвать удачным. Серия радовала зрителей громкими именами экс-пилотов Формулы-1, зрелищными авариями и непривычным звуковым сопровождением в ходе заездов. И всё же из-за целого ряда моментов смотреть такие гонки затаив дыхание пока сложно.

Забудьте о рёве моторов. Formula E на слух — это жужжание, переходящее в свист

Formula E задумывалась FIA как лаборатория и выставка достижений в разработке электромобилей. Однако нынешние болиды не демонстрируют ничего, кроме несовершенства экологически чистых машин. Болиды выглядят очень круто, однако при ближайшем рассмотрении они похожи на полурабочие макеты.

Одинаковые для всех участников болиды Spark-Renault SRT_01E приводятся в движение 200-киловаттным электромотором. Однако в гоночном режиме из 272 л. с. доступны лишь 202.5, которые должны таскать тяжеленную (896 кг вместе с гонщиком) машину. До сотни машина разгоняется примерно за 3 секунды, а максимальная скорость около 225 км/ч. Но по гоночному темпу этот электрокар сравним с младшими формулами, а средняя скорость на трассе едва превышает 100 км/ч. Затейливая аэродинамика на таких скоростях больше украшение, чем необходимость.

На некоторых автодромах гонщики не смогли нагнать автомобиль безопасности, и BMW i8 пришлось практически останавливаться на трассе

Слабое место машины — аккумуляторные батареи. Блок весит как полболида Формулы-1 (320 кг) и имеет ёмкость всего 28 кВт•ч. Это чуть больше, чем у Nissan LEAF (24 кВт•ч), и в разы меньше, чем у Tesla Model S. Соответственно, на 40-минутную гонку заряда не хватает, поэтому приходится проводить пит-стоп со сменой автомобиля. Не слишком эффективна и система рекуперации кинетической энергии. Генератор расположен на задней оси, тогда как основная нагрузка при торможениях приходится на передние колёса.

Продолжительность единственного пит-стопа минимум 58 секунд, за это время пилот с помощью механиков должен сменить болид

Дошло до того, что даже короткую трассу 7-го этапа в Монако (3.3 км) пришлось сократить вдвое, оставив за бортом очень интересные участки на набережной. Причина — требующий слишком много энергии на преодоление подъём Бо Риваж, но, возможно, дело ещё и в том, что организаторы хотели избежать сравнения времени на круге с другими сериями. Ведь Монако — это единственная трасса в календаре чемпионата, на которой гоняются и другие формульные серии.

После этой аварии в Пекине, которая стоила Хайдфельду победы в гонке, немец стал регулярно получать бонусные 40 л. с. от зрителей

Это ещё не все проблемы, вызванные несовершенством аккумуляторов. Гонщиков регулярно штрафуют за перерасход энергии. На финальном этапе в Великобритании севший аккумулятор стоил победы Стефану Сарразину. Француз сумел финишировать первым, однако был дисквалифицирован, что в конечном итоге сказалось на судьбе чемпионского титула. Не бред ли это? Как будто судьи берут пробы из аккумуляторов и дисквалифицируют, если электричество там не сертифицировано. Так делают в гонках традиционных авто, проверяя топливо на соответствие нормам после финиша.

Да, на этом фоне несовершенство болидов уже не кажется большой дикостью. Подумаешь, после наездов на бордюры разваливается подвеска или коробка передач, которая отказала на пяти машинах в первой гонке сезона. На этом фоне узенькие, почти дорожные шины и вовсе кажутся благом — пилоты частенько эффектно ездят боком, хотя и не по своей воле.

Сезон Формулы Е начался в сентябре 2014 года, поэтому основная часть гонок прошла зимой, когда у большинства серий межсезонье

Есть, конечно, и свои фишки, например FanBoost. Каждый уик-энд три пилота получают право повысить в гонке отдачу мотора на 40 л. с. Как определяются эти счастливчики? Болельщики голосуют на специальном сайте. Неспортивно? Возможно, зато есть дополнительная интрига. Большим числом обгонов гонки e-Prix (по аналогии с Гран-при Формулы-1) не отличаются, так что дополнительная возможность опередить соперника лишней не бывает.

Почему мало обгонов, спросите вы. По большей части из-за трасс. Гонки Formula E проходят исключительно на городских трассах, заезды-то экологически чистые. Только вот сами трассы получаются не слишком обгонными, да ещё и очень неровными. Возможно, дело в тех, кто их проектирует. В Малайзии трассу рисовал специалист по каналам для соревнований по классической гребле, к созданию трассы в Майами приложил руку автор скучнейшего автодрома в Валенсии, который несколько лет назад вылетел из календаря Формулы-1.

Совсем нелепо выглядят гонки поддержки School Series: 10 смешных машинок на тоненьких колёсиках, которые еле-еле разгоняются и так утюжат трассу на протяжении 20 с лишним минут

Что дальше?

Первый сезон позади, организаторы остались довольны, не жалуются и участники. Более того, даже зрители удовлетворены, так что будущее этой серии обеспечено. Есть чему радоваться и ценителям настоящих гонок. Со следующего сезона можно будет модернизировать некоторые узлы, к примеру оказавшуюся слишком хрупкой подвеску. Дальше — больше, командам разрешат устанавливать электромоторы собственной конструкции, а там глядишь, и болиды осилят всю дистанцию «на одном баке».

Победители этапов

Этап Место проведения Название Победитель
1 Китай Beijing ePrix Лукас ди Грасси
2 Малайзия Putrajaya ePrix Сэм Бёрд
3 Уругвай Punta del Este ePrix Себастьен Буэми
4 Аргентина Buenos Aires ePrix Антониу Феликс да Кошта
5 США Miami ePrix Николя Прост
6 США Long Beach ePrix Нельсон Пике-младший
7 Монако Monaco ePrix Себастьен Буэми
8 Германия Berlin ePrix Жером д’Амброзио
9 Россия Moscow ePrix Нельсон Пике-младший
10 Великобритания London ePrix Race 1 Себастьен Буэми
11 Великобритания London ePrix Race 2 Сэм Бёрд

Итоговое положение в чемпионате

Место Гонщик Очки
1 Бразилия Нельсон Пике-младший 144
2 Себастьен Буэми 143
3 Лукас ди Грасси 134
4 Бельгия Жером д’Амброзио 113
5 Великобритания Сэм Бёрд 103
6 Франция Николя Прост 88
7 Жан-Эрик Вернь 70
8 Антониу Феликс да Кошта 51
9 Лоик Дюваль 42
10 Бруно Сенна 40