1385-articles-slaider-1427864686

Наш камбэк в любительское ралли

Рассказ о том, как попробовать себя в автоспорте

В 2012 году мы уже участвовали в любительском ралли. И наши впечатления тогда были близки к тем, которые испытывает ребёнок, когда ему дарят игрушку. Но, продав «боевой» автомобиль, оказалось, что ездить в следующих сезонах больше не на чем, и мы уже было, как говорят профессиональные спортсмены, повесили шлем на гвоздь.

К счастью, этого не произошло. В прошлом году я случайно приобрёл BMW M3, а что за «эмка» без гонок? Поэтому было решено возвратиться к накату, ведь иначе можно и забыть про то, как правильно рулить.

Отсутствие регулярности и стабильности в казахстанском автоспорте, откровенно говоря, расслабляет. До последнего не отпускает чувство, что гонка не состоится — любительская ведь, не чемпионат и даже не Кубок. Сильно сомневаясь в серьёзности этапа, а также в сборе кворума, первый этап мы пропустили. И сильно об этом пожалели, когда после прочитали отзывы других гонщиков. Неплохо, говорят, было. Короче, я твёрдо решил, что на второй этап поеду. Мой штурман твёрдо решить не смог, сказалась загрузка на работе, поэтому на техническую комиссию я приехал один в надежде найти напарника на месте. Ха-ха, какой я наивный… С этого года к участнику в правом кресле требования такие же, как и к первому пилоту, а значит, лицензия ФАМС и справка с шофёрской медкомиссии должны быть при нём. К счастью, мой давнишний друг Стёпа Тарасенко тоже остался без штурмана и любезно согласился поехать со мной читать «стенку». Так за минуту до окончания техкомиссии нас допустили до старта второго этапа.

Для тех, кто не знает, любительское ралли (или ралли третьей категории) отличается от классического главным образом скоростями и автомобилями. В остальном принцип один и тот же. Машины могут быть любые серийные (класс и тип кузова тоже значения не имеют). В них не требуется наличия каркаса безопасности, т. к. скоростные (или специальные) участки (СУ) безопасны — чаще всего они представляют собой закольцованные трассы на какой-нибудь небольшой площадке (грубо говоря, простая фигурка на время между конусами).

Для участия в любительском ралли сгодится любой автомобиль, даже LADA Largus

Единственное, что в этом году в обязательном порядке, — на СУ стали заставлять надевать шлемы. Тем, у кого их не было (понятное дело, любители ведь собрались, откуда у нас дорогостоящие гермаки?), судьи выдавали казённые. А вот между спецучастками на доездке всё как в настоящем ралли: нужно не заплутать по дороге к точке и вовремя приехать на пункт контроля (КВ). Вот тут и нужен штурман больше всего, чтобы подсказать, когда нужно повернуть направо, а где можно проехать прямо. Кроме того, напарнику приходится решать задачки из школьной программы типа за сколько автомобиль доберётся из точки А в точку Б, если дано… — каждому экипажу прописано своё время прохождения контроля времени. И мы должны прибыть к судье КВ минута в минуту.

Я за рулём. На мне казённый шлем и одноразовый подшлемник, которые очень похожи на те, что дают на картодроме в клубе «Метро»

С самого начала наша стратегия была такой: едем аккуратно, чтобы не нахватать штрафов, но стараемся всё-таки не отставать от лидеров. К сожалению, ехали мы на зимней резине (на дворе как-никак февраль, да и спринт именовался зимним), а погода стояла воистину весенняя с сухим и тёплым асфальтом. Думаю, только из-за шин мы проигрывали по 5 секунд с круга. Но за счёт отсутствия «пенки» (пенализации — временной штраф или сбитые конусы на трассе СУ) мы поднялись на первое место! Хороший дебют после трёхлетнего перерыва.

«Зимний спринт» не получился зимним. Оба этапа мы стирали «липучку» на тёплом асфальте. Повезло только участникам первого раунда — снег был

Перед третьим этапом я разработал план доработки автомобиля. В первую очередь замена подвески, затем нужно было купить хорошие летние шины. Но, как всегда, его величество случай вмешался, и я слёг с температурой под 40 за 4 дня до соревнования. Какие шины? Тут бы голову поднять! Вот для того, чтобы выходить из таких неурядиц, настоящему гонщику и нужна семья. Меня поставили на ноги и сказали: «Без подиума не возвращайся!» На зимней резине в +25 ехать было не очень весело, но мы делали что могли. Стратегия оставалась той же: без штрафов, но максимально быстро. И как итог — третье место в моноприводном классе, а по итогам трёх этапов у нас почётное второе место. Ура? Конечно, ура! В 2012 году мы смогли раскачаться только к третьему этапу и выцарапать на нём лишь бронзу.

Любительскими покатушками не брезгуют и профессиональные гонщики — тренировка не лишняя. Первое место у Петра Бородина (он стоит со своим любимым флажком в руках), наш экипаж на третьем

Моноприводный зачёт после трёх этапов

Место I этап II этап III этап Итоговая
1 С. Ахбаев К. Пономарёв Р. Ким С. Тарасенко П. Бородин А. Смагулов С. Ахбаев К. Пономарёв
2 Е. Никитенко О. Черноножкина П. Маринич О. Маринич М. Каимов А. Молдабаева Р. Ким С. Тарасенко
3 П. Лукьянов Б. Шиховцов С. Ахбаев К. Пономарёв Р. Ким С. Тарасенко П. Маринич О. Маринич

Что нужно, чтобы принять участие в гонке

Подробный список из опыта двух сезонов:

  • любой исправный автомобиль (с техпаспортом, страховкой и пройденным ТО);
  • действующее водительское удостоверение;
  • сертификат водителя ФАМС категории Е (спортивная лицензия, стоит 7 000 тенге);
  • медицинская справка 083 (да, придётся пройти шофёрскую медкомиссию);
  • стартовый взнос (7 000 тенге за один этап);
  • штурман (также с сертификатом и медсправкой);
  • секундомер (в идеале прибор вместе с точными часами и GPS-навигатором, хотя классический аналоговый тоже сойдёт);
  • GPS-навигатор (никогда не помешает, особенно если произошла ошибка на маршруте следования к пункту КВ);
  • калькулятор (не тот, что у бухгалтера, сгодится и на любом мобильном);
  • блокнот формата А4 на пружине (если конфигурация СУ сложная, то лучше трассу записать — это будет называться стенограммой);
  • хороший фломастер и простой карандаш (маркер и большие буквы лучше читаются на ходу, а при помощи карандаша можно вычислять время в пути);
  • экшн-камеры и фотоаппарат (записывать видео и снимать фото для истории, да и будет чем дома похвастаться);
  • бутерброды и чай (не знаю как у кого, но после гонки жутко пробивает на поесть);
  • боевой настрой (без него никуда!).

Я давно говорю, что в городе не нужно гонять. В Казахстане любительский автоспорт давно поднялся с колен, только распрямить спину и вдохнуть полной грудью никак не может. И ведь именно на таких покатушках следует выпускать пар. Только тут даже начинающие водители могут попробовать вкус правильных соревнований.

Если вы хотите узнать, что это такое — стартовать на ралли, читать дорожную книгу, ехать в канале, кто такие «нули», зачем нужна «метла» и, в конце концов, работа в команде — приезжайте на любительское ралли. Это интереснейшие приключения! Нам по сей день есть что рассказать с сезона 2012 года!