1011-articles-main

Едем в каньон Темирлик

Каньон реки Темирлик не столь грандиозен, как его сосед — чарынская Долина Замков, и не так популярен среди горожан. Но в этом есть своя прелесть: там можно найти множество укромных уголков, где ещё не ступала нога туриста

Каньон реки Темирлик не столь грандиозен, как его сосед — чарынская Долина Замков, и не так популярен среди горожан. Но в этом есть своя прелесть: там можно найти множество укромных уголков, где ещё не ступала нога туриста.

Расстояние от Алматы — 220-300 км Время пути — 4-6 часов Стоит ехать на 1-2 дня

География

Осадочные породы, из которых сложены скалы, наследие внутреннего моря, существовавшего здесь несколько миллионов лет назад

Небольшая река Темирлик является правым притоком реки Чарын. Своё начало она берёт в высокогорных районах хребта Кетмень. Внизу, где Темирлик вырывается из объятий одноимённого горного ущелья, река то течёт широко и вольно, то скалы стискивают русло — течение становится бурным, то встречаются пороги, которые даже профессиональные спортсмены-водники не в силах преодолеть.

Геология

Слияние Темирлика и Чарына. Хорошо видно мутную воду Темирлика

За миллионы лет река Темирлик пробила в степи каньон у подножия горного хребта Кетмень. Как и Долина Замков, каньон реки Темирлик представляет собой целый ансамбль «дворцов», «башен» и «минаретов». Нынешний облик ущелье получило примерно около миллиона лет назад. На склонах встречаются многочисленные окаменелости, датируемые нижним карбоном (около 300 млн лет назад). Всем известна роща реликтового ясеня, расположенная в пойме реки Чарын. Но мало кому известно, что подобные деревья, правда, не в таком большом количестве, растут и в каньоне реки Темирлик.

Климат

Вокруг — каменистая полупустыня, а в каньоне — зелень

Климат резко континентальный. Среднегодовая температура — около +5 °С, самого холодного месяца (январь) — примерно −6 °С, самого тёплого (июль) — около +27 °С. Снежный покров неглубокий (10-20 см), держится около 60 дней, устанавливается в среднем 20 декабря, разрушается 20 февраля. Общее количество осадков — около 150 мм в год.

Животный и растительный мир

В верховьях Темирлик протекает меж скал. А по берегам густые заросли кустарника

Ландшафтное разнообразие обусловливает обилие флоры и фауны. Долина реки покрыта зарослями ивы, лоха, барбариса, чингиля и тамариска.

Обитает много животных — лиса, корсак, заяц, горный козёл, ласка, горностай, тушканчик, каменная куница. Разнообразен мир птиц — филин, беркут, бородач, змееяд, стервятник, балобан, шахин, могильник и орёл-карлик. Встречаются ящерицы — алайский гологлаз, агама, серый геккон — и змеи — щитомордник, узорчатый и разноцветный полозы, а также водяной уж.

Когда лучше ехать?

На Темирлик можно ехать в любое время года. Но лучшее время для посещения — весна или осень, когда нет изнуряющей жары.

Что брать с собой?

Для поездки в горные районы того края необходимо брать с собой полный комплект снаряжения для автономного проживания: запас воды, палатку, одежду, питание. Также хорошо бы иметь при себе защитные репелленты от кровососущих насекомых и клещей.

На чём ехать?

Очень похоже на каньон Чарына. Но это Темирлик!

До каньона дорога проходима для любого легкового автомобиля. В каньон можно спуститься в нескольких местах. Некоторые доступны для легковых автомобилей, а есть такие, которые подвластны только хорошо подготовленному внедорожнику.

Дорога

В настоящее время Кульджинка выглядит вполне нормальной дорогой. За последние два года основательный ремонт (не капитальный, конечно) сделали на участке от п. Байтерек до конца п. Маловодное. Покрытие ровное, нанесена новая разметка. Ехать вполне комфортно.

После Маловодного дорога старая — где-то нормальная, где-то вся в колдобинах. В общем, всё обычно и привычно.

По Кульджинке необходимо ехать до 164-го километра, где будет развилка: налево — в Хоргос, прямо — в Нарынкол. Едем прямо. Постепенно поднимаемся на перевал Торайгыр, спускаемся к Чарынскому каньону, на 193-м километре проезжаем мост через Чарын.

Далее по неплохому асфальту предстоит преодолеть около 20 км, чтобы, минуя п. Аксай, увидеть примыкающую слева грунтовую дорогу. Свернув на неё, вы попадёте на место слияния Темирлика и Чарына. Там же есть спуск к каньону. Однако дорога вниз может быть непреодолимой для обычной легковой машины. Поэтому лучше будет, если от Аксая вы продолжите путь до развилки: направо — Кегень, налево — Чунджа. Поворачивайте налево и езжайте до моста. Перед ним сверните направо, там будет несколько полян для отдыха, куда можно смело ехать на городском автомобиле.

Маршрут

Старт от границы города на Кульджинке, на пересечении с проспектом Рыскулова.

0 км — перекрёсток Рыскулова — Кульджинский тракт — начало маршрута.

3.5 км — кольцо: вниз — дорога на аэропорт, вверх — на Талгар, пара АЗС с полным набором видов топлива, базар с мелочовкой.

5.8 км — п. Гулдала (ранее Красное Поле).

9 км — конец п. Гулдала.

10.9 км — поворот на Кызылту.

13.3 км — п. Панфилово.

15.7 км — конец п. Панфилово.

17.2 км — мясной рынок.

17.6 км — ещё один рынок.

20.9 км — поворот на город Талгар.

21.1 км — начало п. Байтерек (ранее Новоалексеевка).

24.4 км — конец п. Байтерек.

26.5 км — п. Ават. Знак 5.22 «Начало населённого пункта».

28.3 км — конец п. Ават.

34.9 км — поворот на Иссык.

35 км — мост через реку Иссык.

39.2 км — начало п. Кульджа.

40.5 км — конец п. Кульджа.

45.3 км-46.4 км — п. Енбек.

49.8 км-51.6 км — п. Бирлик, начало п. Балтабай. Стоит учесть, что на протяжении всего населённого пункта запрещён обгон.

54.3 км — конец п. Балтабай.

59.4 км-61.8 км — п. Акши.

62.7 км — начало п. Маловодное.

68.1 км — конец п. Маловодное.

79.8 км — начало п. Тескенсу.

81.7 км — конец п. Тескенсу.

82.1 км — поворот на рыбхоз.

88.6 км — начало п. Ашысай.

90.2 км — тут из трубы льётся чистая питьевая вода.

90.4 км — конец п. Ашысай, начало п. Каратурык.

95.6 км — конец п. Каратурык.

98.6 км-99.4 км — п. Лавар.

109.4 км — развилка. Дорога прямо — на Чилик, до которого отсюда 1 км. Нам надо уходить вправо, в объезд Чилика.

115.3 км — развилка, нам ехать прямо.

118 км — мост через реку Чилик.

118.3 км — сразу за мостом уходим направо по главной дороге.

122 км — начало п. Байсеит.

123.1 км — небольшой базар, обменный пункт.

124 км — конец п. Байсеит.

133 км-135.1 км — п. Нура, есть эстакада.

145.7 км — начало ущелья Кокпек.

156.7 км — конец ущелья.

158.2 км — п. Кокпек.

158.9 км — конец п. Кокпек.

165.6 км — развилка (нам прямо, налево — на Чунджу), эстакада, дорога становится чуть хуже.

182.2 км — начало подъёма на перевал Торайгыр.

185.6 км — высшая точка перевала Торайгыр. Спуск довольно крутой, повороты практически не просматриваются. Скорость лучше держать невысокую.

188.7 км — конец ущелья.

194 км — мост через Чарын.

196 км — поворот на п. Узунбулак.

205 км — развилка, на ней надо уходить налево.

207 км-208 км — п. Аксай.

213 км — эстакада.

214 км — стоит щит с указателем. Направо пойдёшь — в Кегень попадёшь, налево свернёшь — в Чунджу попадёшь. Нам налево — на Чунджу.

222 км — мост через Темирлик. Отсюда и нужно начинать поиск места для отдыха. Покатавшись по окрестностям, мы решили, что лучше всего остановиться на левом берегу реки, вверх по течению.

Внимание!

Данный маршрут ведёт в пограничную зону. Во избежание проблем с Законом о Государственной границе Республики Казахстан (глава 5, статья 40) не забудьте взять с собой документы, удостоверяющие личность, для граждан РК , и пропуска в пограничную зону для иностранцев (въезд граждан других стран и лиц без гражданства в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, и пропускам на въезд в пограничную зону, выдаваемым МВД Республики Казахстан). Для справки: согласно постановлению правительства Республики Казахстан № 356 от 16 апреля 2014 года, установлены следующие пределы пограничной зоны: — с Китайской Народной Республикой — в пределах территории административно-территориальных единиц Республики Казахстан (районов), непосредственно примыкающих к пограничной полосе; — с Российской Федерацией, Кыргызской Республикой, Республикой Узбекистан и Туркменистаном — в пределах 25 км территории административно-территориальных единиц Республики Казахстан, непосредственно примыкающих к пограничной полосе.