853-articles-main-n

Петроглифы Танбалы

Петроглифы Танбалы, расположенные в 160 км от Алматы, может быть одни из самых древних и значимых на территории Казахстана. Неспроста их внесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Петроглифы Танбалы, расположенные в 160 км от Алматы, может быть одни из самых древних и значимых на территории Казахстана. Неспроста их внесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

География

Урочище Танбалы находится в Жамбылском районе Алматинской области в 160 км к северо-западу от города Алматы в юго-восточной части Чу-Илийских гор. Чу-Илийские горы простираются с юга на север от Заилийского Алатау до озера Балхаш и пустыни Бетпак-Дала. Живописный рельеф урочища Танбалы формировался на протяжении последних 100 миллионов лет геологической истории Чу-Илийских гор. Основную роль в этом процессе сыграли тектонические движения.

853-articles-foto-7-650400.jpg
Долина Танбалы — в ней находится галерея петроглифов

Что там есть?

В конце 50-х годов прошлого века в Чу-Илийских горах, в ущелье Танбалы, было обнаружено уникальное место с наскальными рисунками неизвестной цивилизации. Древние изображения, находящиеся в основном в нижней части ущелья, отнесены к эпохе бронзы — галерею петроглифов выбили три с половиной тысячи лет назад. Для удобства учёта все изображения были условно разделены на семь групп. Отсчёт групп идёт от начала ущелья.

853-articles-foto-3-650400.jpg

Таинственная цивилизация исчезла, не дожив до наших дней, но оставила нам более 4 000 рисунков, в которых наши предки отобразили свой быт и мировоззрение. На картинах изображены как отдельные животные и люди, так и целые сцены из жизни. Очень интересны рисунки ритуальных жертвоприношений, обряда инициации (пляска двух жрецов с двумя мужчинами, посвящаемыми в ранг воинов), культа плодородия, стрельбы из лука, изображения наездников на лошадях и турах.

В Танбалы также есть рисунки животных, ныне полностью исчезнувших в этих краях. По предположениям учёных это лошадь Пржевальского, кулан, гепард, каракал, тугайный олень, тур, тигр, короткорогий бизон, трубкозуб, водяной козёл. Также любопытны изображения мифических героев, к примеру, женщины дикого (снежного) человека, а также, судя по всему, божеств в виде солнцеголовых людей. Возможно, это были жрецы. До наших дней сохранилось всего 26 таких рисунков.

853-articles-foto-1-650400.jpg
На камнях много изображений вымерших животных. Например, тур, который исчез в этих краях несколько веков назад

Далеко не все памятники Танбалы хорошо изучены, поэтому многие вопросы, касающиеся истории этого места, пока остаются без ответа.

Вблизи ущелья находятся могильники эпохи бронзы (XI-Х вв. до н. э.) и ранних кочевников (III в. до н. э. и II в. н. э.), а также их поселения.

Петроглифы Танбалы с 2004 года являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

853-articles-foto-4-650400.jpg
Резко континентальный климат приводит к разрушению скал. Многие древние рисунки навсегда исчезли под завалами

Небольшая особенность

В ущелье Танбалы великолепная акустика, там можно переговариваться, не напрягая голоса, на расстоянии 100-150 м.

Когда лучше ехать?

Ездить смотреть на петроглифы можно круглый год. Но по возможности избегать поездок в разгар лета и зимы. Летняя жара, а зимой мороз и сильный ветер испортят всю поездку. Поэтому идеальное время посещения — середина весны и конец осени. Также можно смело ехать в начале зимы, когда в степи в ясный день ещё достаточно тепло, а пора ветров не наступила.

853-articles-foto-2-650400.jpg
Для осмотра петроглифов сделаны специальные дорожки

Что брать с собой?

Летом в наших южных степях тепло, даже очень. Дневная температура приближается к +50 0С. В ущелье Танбалы тени как таковой нет: горы низкие, деревья отсутствуют. Поэтому, собираясь в дорогу, необходимо взять с собой питьевую воду. По дну ущелья протекает ручей с родниковой водой, но она не очень чистая и чуть солоноватая, если организм привык только к очищенной воде, есть риск получить расстройство желудка.

При поездке в Танбалы летом желательно взять с собой полог. Если у вас в планах отдохнуть на природе, то необходимо будет натянуть тент, чтобы создать для себя тень, во избежание теплового удара надеть на голову светлый головной убор, любой, даже сделанный из газеты. Брать или не брать всё остальное — на ваше личное усмотрение.

853-articles-foto-5-650400.jpg

Дорога

Ехать на Танбалы можно разными путями. Главное, попасть на ташкентскую трассу (дорога А-2). Качество дорожного покрытия не вызывает нареканий. Первые 50 км от города магистраль вообще радует: широкая, по две полосы в каждом направлении. Казалось бы, езжай и радуйся. Но, увы, там не радоваться, а громко ругаться хочется. Злоключения начинаются практически сразу от старта. В связи со строительством развязки на пересечении проспекта Райымбека и улиц Момышулы и Яссауи дорожное движение очень затруднено. Однако это только начало. Далее путника поджидает несколько торговых центров и базаров, возле которых всегда большое количество людей и машин. После рынка «Алтын Орда» наступает некоторое облегчение, но ненадолго — впереди автомобильный рынок «Барыс». В будний день там ехать можно, но если попадёте на этот участок утром в выходной, то будете долго толкаться в пробке с теми, кто едет на рынок продать или купить автомобиль.

853-articles-foto-6-650400.jpg

После того как проехали все названные выше объекты, можно расслабиться — впереди почти 35 км езды по ровной четырёхполосной трассе.

Отъехав от Алматы на 50 км, с огорчением увидите, как четырёхполосная дорога с разделительным газоном остаётся позади, а впереди тянется обычная двухполоска со сплошной линией разметки по центру во многих местах. Дорога петляет меж холмов, обзорность плохая, поэтому обгоны запрещены почти повсеместно. Лишь отличное качество дорожного покрытия может хоть как-то подсластить негатив от трафика.

853-articles-foto-9-650400.jpg
91-й километр: тут, по указателю, надо повернуть направо, к станции Копа

На 91-м км от Алматы нужно свернуть на примыкающую справа дорогу. Там будет указатель — поворот на станцию Копа. Когда-то участок дороги от магистрали А-2 до Копы находился в ужасном состоянии. Но пару лет назад был проведён качественный ремонт покрытия, и теперь до станции можно ехать, не опасаясь за целостность подвески.

Но после Копы хорошая дорога заканчивается. Асфальт разбитый, местами до такого состояния, что лучше уходить на обочину и ехать по ней.

На чём лучше ехать?

Машиной времени в данном путешествии для нас стал новенький кроссовер . Но, по большому счёту, выбор транспорта на этом маршруте остро не стоит. Практически вся дорога асфальтирована. Лишь на некоторых участках, а особенно с 139-го км (если ехать от Алматы) до места, надо соблюдать осторожность: асфальт в жутком состоянии, много неприметных ухабов, об которые легко и картер пробить. В конце маршрута, когда необходимо свернуть с дороги в степь, предстоит преодолеть 500 м грунтовки. Но она хорошо укатана, колеи нет, ям тоже, потому преодолима на любом легковом автомобиле.

Идеальное место для

  • лечения стресса
  • прогулки на свежем воздухе
  • отдыха на природе
  • изучения памятников истории

Легенда маршрута

Старт от развязки на пересечении улицы Саина и проспекта Райымбека (километраж списан с одометра автомобиля, возможны небольшие погрешности).

4.9 км — рынок «Алтын Орда».

11.7 км — разворот на Каскелен. В этом месте разбит асфальт.

15.3 км — каскеленский мост. Направо — дорога в Астану, налево — в Каскелен. Нам — прямо.

46.6 км — пост дорожной полиции.

50.2 км — дорога сужается, заканчивается разделительный газон. Качество дороги без нареканий.

62.4 км — начало п. Самсы.

64 км — конец посёлка.

83.6 км — начало п. Таргап, который тянется до 85.4 км.

91 км — перекрёсток. Справа примыкает дорога, идущая на станцию Копа, туда нам и надо. Поворачиваем направо. Дорога становится хуже. Очень много дефектов покрытия, которые вынуждают сбрасывать скорость.

116.9 км — мост через железнодорожные пути. Дорога огибает п. Копа. Нам — прямо.

134.9 км — небольшой ориентир: слева от дороги полуразрушенные кошары.

Дорога среднего качества. Относительно неплохие участки асфальта чередуются с выбоинами.

139.1 км — небольшой перегиб дороги, сразу за которым огромные ямы, они становятся видны примерно за 12-15 м. Если лететь с большой скоростью, избежать попадания в яму просто невозможно. На скорости 90 км/ч автомобиль в секунду пролетает 25 м. Последствия могут быть печальными. Так что думайте сами.

146.7 км — ещё одна яма, которую невозможно объехать, хотя она и видна издалека. Просто яма поперёк дороги, она похожа на траншею шириной с полметра и глубиной в полколеса.

151.9-152.7 км — справа от дороги небольшое селение Карабастау.

157.2 км — справа на обочине стоит белый указатель «Танбалы». Здесь сворачиваем с дороги налево — через домик сторожа и огороженную парковку для автобусов к ближайшим сопкам. По степи проезжаем полкилометра и попадаем на небольшую площадку, оборудованную под стоянку автомобилей. На одометре должно быть 157.7 км — вы у цели!

853-articles-foto-8-650400.jpg
После станции Копа дорога местами очень плохая. Но Ford Kuga, на котором мы ездили к петроглифам, выдержал это испытание